Проблема утилизации и переработки изношенных шин имеет существенное экономическое значение, поскольку потребности хозяйства в природных ресурсах непрерывно растут, а их стоимость постоянно повышается.
Предпосылки переработки вторичных отходов
Все более острой в современном обществе становится проблема экологической безопасности. В оптимальном случае необходимо создавать замкнутые производственные циклы, в которых не выделяется вредных отходов, а конечные продукты, после их использования, вновь перерабатываются и могут быть использованы.
Кроме того постоянный рост парка автомобилей приводит к постоянному накоплению изношенных автомобильных шин.
Амортизированные автомобильные шины и пр. продукты резиновой промышленности относятся к категории сложных видов отходов промышленного производства.
Вышедшие из эксплуатации автомобильные шины и резинотехнические изделия (РТИ) являются источником длительного загрязнения окружающей среды: - отработанные РТИ практические не подвергаются биологическому разложению;
- как правило огнеопасны и, в случае возгорания, погасить их достаточно сложно, а продукты разложения способны создать огромные облака ядовитых загрязнений;
- при складировании они являются идеальным местом размножения грызунов, кровососущих насекомых и служат источником инфекционных заболеваний, а само использование земли под свалки стоит средств и наносит урон окружающей среде;
- данный материал накапливается в огромных количествах, занимая все больше и больше площадей промышленных свалок;
- в местах складирования автопокрышек происходит загрязнение подземных вод за счет вымывания из них целого ряда токсичных органических соединений;
- cуществует группа органических веществ, о которых может быть ничего неизвестно, поскольку в разных странах при создании автомобильных покрышек используют разные пластификаторы, смягчители и пр. вещества. Нетоксичные органические вещества попадаются среди них чрезвычайно редко.
Цель
Основная цель производства заключается в измельчение изношенных шин и др. отходов резиновой промышленности до получения тонкодисперсного резинового порошка.
В процессе достижения цели решаются следующие задачи:
1. экологически чистая переработки отходов резиновой промышленности
2. максимально эффективное использование полученного вторичного сырья
Вместе с тем, амортизированные автомобильные шины содержат в себе ценное сырье: каучук, текстильный корд.
Метод
В качестве метода утилизации шин и отработанных резинотехнических изделий используется их механическое измельчение. Используемая на производстве технологическая линия на сегодняшний день является уникальной. В принцип ее работы при производстве тонкодисперсных резиновых порошков заложен экструзионный способ измельчения отходов резины и других полимерных материалов, который заключается в одновременном воздействии на материал давления и деформации сдвига в изотермическом режиме. Особенность технологического процесса и механизм измельчения резиновых отходов состоит в том, что процесс измельчения осуществляется при положительных температурах, поэтому резиновые порошки и крошка, получаемые на данном оборудовании из резиновых и резинотканевых отходов, сохраняют структуру и свойства резины. Резиновые порошок и крошка, произведенные таким образом, являются более качественными и используются как наполнители для формирования определенных свойств различных материалов.
Используемые на предприятии технологии позволяют производить сорбент нефти, который в свою очередь используется для ликвидации последствий розлива нефти и нефтесодержащих продуктов на поверхности воды и почвы.
Особенности применения данной технологии
- перерабатываются как обычные, так и крупногабаритные шины любого диаметра;
- на линии предусмотрено отделение резины от текстильного корда с последующим измельчением, получением резиновой крошки размером фракции от 0,8 мм и выше, а также текстильного корда в виде ватообразной массы;
- способ переработки полностью механический, без применения криогенных технологий, что позволяет сохранить высокоразвитую и активную поверхность измельченного резинового порошка;